Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 52

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 03.05.2024, 01:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Шиловская (Жезлова) Ольга Витальевна
Главная | Регистрация | Вход
Моя педагогическая концепция


Мое педагогическое кредо. Сделать физику понятной, интересной и полезной для всех обучающихся.

            Задачи :

  • отработка физических понятий в связи с наблюдаемыми явлениями,
  • поиск простых, наглядных и содержательных экспериментов, изготовление простого оборудования из подручных материалов.
  • опора на реальные возрастные особенности и способности учащихся и классов,
  • организация таких ситуаций, в которых знания не сообщаются в готовом виде, но добывается через постановку и решения учебных проблем, развитие логического мышления,
  • приоритет самостоятельной деятельности учащихся в различных формах: практическая деятельность(исследовательские эксперименты, исследовательские работы, проекты, презентации); решение задач.
  • Использование различных форм художественной деятельности учащихся на уроках физики (поэзия, художественное оформление работ, презентаций),
  • гибкое использование различных пособий и иных источников информации,

Цель моей профессиональной деятельности - средствами своего предмета научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, делать открытия, самостоятельно добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение. 

В соответствии с образовательной концепцией школы основополагающими принципами являются создание условий, обеспечивающих выявление и развитие детей с дифференцированными склонностями, способностями и интересами реализацию их потенциальных возможностей, что находит отражение в ее физической составляющей. 
Универсализация физического образования реализуется через вхождение учащихся в интеллектуальную, информационную, исследовательскую культуру, самоорганизацию. 
Под профилизацией физического образования понимаю особый вид дифференциации и индивидуализации обучении, при котором учтены интересы, склонности, способности детей, созданы условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями. Содержанию этих принципов в полной мере отвечает компетентностный подход, поэтому в своей работе над темой самообразования «Реализация компетентностного подхода в обучении физики» опираюсь на включение учащихся в активную познавательную деятельность на всех этапах урока. 

 

Реализация компетентностного подхода выражается в решении следующих основных задач: 
• Освоение структуры деятельности с позиции компетентностного подхода. 
• Дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения. 
• Разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении. 
• Создание простой и объективной системы мониторинга. 
          

В настоящее время работаю учителем физики по совместительству в 9 классах.

Основу содержания деятельности составляют три взаимосвязанные этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. 
Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. В компетентностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Наиболее эффективным приемом для моих уроков является создание проблемной ситуации с помощью демонстрационного и фронтального эксперимента, физического парадокса, яркого примера природного феномена.

Целенаправленная системная работа в данном направлении дает результат - 53% моих учеников умеют на уроке ставить цель собственной образовательной деятельности. 
Вторым элементом методической структуры компетентностного урока является этап самостоятельной продуктивной деятельности. В структуре традиционного урока самостоятельная деятельность понимается как выполнение учащимися того или иного задания, определяемого учителем. В компетентностном уроке самостоятельная работа приобретает качественно новый смысл. Это работа, спланированная обучающим  для достижения его образовательной цели, ее можно называть продуктивной, так как результат ее, продукт (способы действий, знания, умения), лично создается учеником. 
В обучении физики предлагаю в основном следующее: учебник и справочную, энциклопедическую, научно-популярную литературу, электронный учебник или план — презентацию урока, физический эксперимент (фронтальный, демонстрационный, групповой). Чем больше возможность физического кабинета, его оснащенность, тем эффективней условия организации образовательной деятельности ученика. 

Важным моментом в подготовительной работе учителя к уроку является подготовка материалов для самоконтроля и закрепления учащимися знаний. В своей работе в качестве таких материалов использую готовые дидактические разработки, предлагаемые в учебно-методическом комплекте, часть материалов разрабатываю на дифференцированной основе по уровню сложности в соответствии с существующими требованиями к оценке знаний. 

Предъявление обучающимся  новых знаний происходит в разных формах: устное сообщение, ответ учителю, составленный опорный конспект, структурная схема или таблица, рисунки и др., часто учащиеся предлагают свои творческие, нестандартные формы: «Реклама физической величины», физические загадки, кроссворды. 
Выстраиваемая таким образом работа на уроке формирует у обучающихся умение планировать свою деятельность и достигать поставленные цели.

Последним элементом методической структуры компетентностного урока является рефлексия. В структуре традиционного урока рефлексия, как отдельный этап не присутствовала, так как деятельность педагога была ведущей, и всю ответственность за образовательный результат брал на себя учитель. В новой позиции ответственность за результат в большей степени делегируется на обучающегося, поэтому рефлексия результата и процесса необходима. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом.

 Предлагаю обучающимся  проводить рефлексию :

А) по следующему алгоритму: 
1. Оцени результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции, чувства. 
2. Соотнеси собственную цель урока с полученным результатом, (проведи самоконтроль). 
3. Сравни полученный результат с эталоном (проведи самооценку) 

Б) написание синты:

Синта – это пятистрочное японское стихотворение, которое согласно пяти простым правилам:

1-ая строка – укажите название предмета

2-я строка – сформулируйте свойства этого предмета

3-я строка – опишите чувства, которые вы испытываете к этому предмету

4-я строка – опишите другие наблюдения этого предмета

5-я строка – заключение стихотворения синоним названия этого предмета

В) написание синквейна:

Синквейн - это пятистрочное японское стихотворение, которое согласно пяти простым правилам:

1-ая строка – одно существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором идет речь,

2-я строка – два прилагательных,  описывающие  признаки или свойства предмета или объекта,

3-я строка – три глагола, описывающие характерные действия объекта или предмета,

4-я строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к описываемому объекту или предмету,

5-я строка –одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта

Таким образом, у обучающихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов. 

В своей практической деятельности я применяю различные формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую, коллективную. В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей обучающихся, их познавательных интересов. Моя задача обеспечить развитие каждого обучающегося, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). Результаты предварительного тестирования (входного контроля уровней обученности и обучаемости) служат исходным уровнем для оценки, контроля и прогноза индивидуальных показателей. Они определяют уровень подготовки и фиксируют личностный «рост» обучающегося. Я провожу   индивидуальные консультации  обучающимися, имеющими повышенный интерес к предмету.

Помогаю им организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к  олимпиадам. Привлекаю таких обучающихся для обучения других в качестве консультантов. Результатом учета образовательных потребностей учащихся, считаю: 

• овладение всеми учащимися знаниями на уровне федеральных государственных стандартов, о чем свидетельствует положительная динамика результатов государственной (итоговой) аттестации,

• участие учащихся в предметных олимпиадах на уровне района,

• повышение интереса к предмету у большей части.

• наличие у детей положительной внутренней учебной мотивации. 

Основным средством реализации компетентностного подхода в обучении физике является для меня изучение и использование современных образовательных технологий. 
При этом в своей практической деятельности руководствуюсь принципами: 
• В любом действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. Но всегда уравновешивать его осознанной ответственностью за свой выбор. 
• Не только давать знания — но и показывать их границы. Сталкивать обучающегося  с проблемами, решения которых лежат за пределами изученного. 
•  Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи. 
• Максимально использовать возможности, знания, интересы самих обучающихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.  
За время работы я утвердилась в мнении о том, что успешным обучающийся  становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так же грамотно презентовать свою работу. Поэтому во внеурочной деятельности я использую технологию проектного обучения, в основе которой лежит методика создания, анализа и презентации своей деятельности. На занятиях обучающиеся имеют возможность выбора вида деятельности. Результат работы представляют в виде мини-проекта. Это может быть презентация, кроссворд, словарик и др.

Самостоятельная работа – неотъемлемая часть моих уроков. Учу ребят эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность обучающихся за результаты своего труда. Отношения с учащимися строю на принципах доверия, взаимного уважения, сознательности, на основе согласованных правил. При формировании групп учащихся учитываю их взаимные симпатии и пожелания с одновременным соблюдением условия равенства их уровня подготовки и возможностей. Ежегодно провожу тестирование и анкетирование обучающихся, с целью определения их интереса к изучаемому материалу, теме, методике ведения урока, затруднениях при изучении (анкетирование бывает анонимным или по желанию). Вот некоторые вопросы из моих анкет: «Что нужно сделать для развития интереса к физике?», «Помогает ли Вам физика в жизни? В чём?», «Почему я затрудняюсь в решении задач по физике?»Все свои уроки я провожу в форме доброжелательной, творческой, непринуждённой беседы. Считаю, что атмосфера такого духовного общения на уроках поднимает сам процесс обучения на высокий уровень творчества. Серьёзно изучать личность каждого учащегося, его возрастные и психологические особенности, профессиональные склонности и интересы помогает мне общение с родителями обучающихся. 

В той школе, которую окончила сама, с родителями обучающихся имею тесный контакт и отношения, основанные на взаимном уважении. Родители также знакомы с требованиями, которые я предъявляю к обучающимся , и поддерживают их. Организуя индивидуальную работу с детьми, я учитываю социальный заказ родителей на образование, держу родителей в курсе школьных дел детей через дневник, личные встречи, родительские собрания и консультации для родителей. Посещая классные и общешкольные родительские собрания, веду работу на повышения познавательной активности детей «группы риска» и имеющих ограниченные возможности здоровья.

Завершающей задачей в реализации компетентностного подхода является для меня создание целостной системы мониторинга знаний и способов действий. Использую готовые дидактические материалы учебных комплектов, разных видов, провожу их отбор по уровням сложности и систематизирую. Развитие компетентности обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в значительной мере осуществляется в системе предпрофильной подготовки обучающихся  9 класса.

В повышении своего профессионального мастерства большое место отвожу самообразованию, широко использую интернет – ресурсы для своей методической подготовки и организации методической работы в школе. Слежу за педагогическими новинками

Итак, анализируя работу по реализации компетентностного подхода в образовательном процессе, отмечаю, что мною отработаны элементы структуры деятельности на уроке: этапы целеполагания, самостоятельной продуктивной деятельности и рефлексии, 70 % уроков изучения нового строятся именно с этих позиций. О результативности данного подхода свидетельствует мониторинг общеучебных умений и навыков учащихся, осуществляемый в течение учебного года, а также положительная динамика результатов итоговой аттестации учащихся 9 классов. Однако ряд позиций в работе требует значительных дополнений. Дифференциация содержания недостаточно обеспечена разноуровневым дидактическим материалом,  есть потребность в разработках подобного материала для всех классов. Компетентностный подход создает оптимальные условия для индивидуализации обучения. Выстраивая в системе индивидуальную работу с учащимися, выбирающими повышенный уровень физического образования, вижу необходимость индивидуальной поддержки учащихся, проявляющих интерес к предмету и стремящихся к повышенным результатам собственной учебной деятельности. Задачей следующего этапа работы будет являться более высокий уровень применения ИКТ: учебные модули и компьютерное моделирование физических процессов. Кроме того, во внеурочной работе сложилась система обучения проектным и исследовательским методам, это позволит максимально использовать данные методы в образовательном процессе урока. 
 

В своей профессиональной деятельности сталкиваюсь с такими трудностями, как: 
• Неоднородный состав учащихся в классе, необходимость развить каждого, приводит к некоторому перекосу в сторону обучающихся, имеющих низкие учебные способности и низкий уровень мотивации. Им порой уделяю больше времени в ущерб способным детям. 
• Стареющее оборудование учебного кабинета.


Copyright MyCorp © 2024